Страница 4 из 11
В то же самое время, когда шла работа над первым экскаватором-планировщиком на
автомобильном шасси, конструкторы ВНИИСтройдормаша и Главмосстроя создали
малогабаритную машину на гусеничном ходу. Экскаватор-планировщик Э-158А имел
массу всего 5 т (Э-4010 весил почти 18,5 т). Несмотря на «несерьезный» размер,
эта машина могла выполнять весь спектр работ, как и ее «взрослый» бердянский
собрат. Понятно, что все сменное рабочее оборудование имело меньшие размеры,
например, емкость основного землеройного ковша составляла 0,15 м3. Машина
обеспечивала разработку траншей и небольших котлованов глубиной до 1,65 м, а при
установке удлинительной вставки стрелы - до 2,25 м. Экскаваторная установка
конструктивно также повторяла бердянскую. Небольшое удельное давление на грунт,
создаваемое гусеничным шасси, позволяло машине работать на мягких грунтах.
Опытный образец экскаватора Э-158А прошел заводские испытания, после чего
эксплуатировался Главмосстроем на различных строительных объектах. Машина была
рекомендована к серийному производству. К сожалению, неизвестно, выпускалась ли
она серийно.
Второе поколение советских экскаваторов-планировщиков появилось на свет в конце
60-х - начале 70-х годов. С учетом зарубежного опыта, а также опыта работы
первых отечественных машин, нашими конструкторами были созданы
усовершенствованные модели экскаваторов-планировщиков на пневмоколесном и на
гусеничном ходу.
В конце 60-х годов Андижанским машиностроительным заводом был изготовлен, прошел
Государственные приемочные испытания и был принят к производству гусеничный
гидравлический экскаватор-планировщик Э-2516 (ЭО-2131) массой 9,1 т. Рабочий
проект машины разработали ВНИИСтройдормаш и СКБ «Земмаш» при участии
завода-изготовителя. В качестве базовой машины был выбран экскаватор Э-2513
Галичского экскаваторного завода. Привод экскаватора осуществлялся от дизеля
Д-50Л мощностью 55 л.с. Выдвижение стрелы, поворот ее вокруг собственной оси в
обе стороны (на 45° в каждую), наклон вниз и подъем вверх производились с
помощью гидроцилиндров, а поворот сменного рабочего органа – гидроцилиндром,
смонтированным на оголовке подвижной части телескопической стрелы. В перечень
сменных рабочих органов входили экскавационный ковш емкостью 0,25 м3,
планировочный емкостью 0,4 м3, погрузочный емкостью 0,4 м3, отвал шириной 1,8 м
и удлинители стрелы длиной 1 и 2 м.
В 1971 году экскаватор-планировщик ЭО-2131 модернизировали, присвоив ему индекс
ЭО-2131 А. Изменениям подверглись гусеничный ход, механизм выдвижения
телескопической стрелы, гидропривод машины, а также была улучшена обзорность
кабины. За счет применения аксиально-поршневых насосов и гидромоторов взамен
лопастных насосов и гидромоторов рабочее давление в гидросистеме выросло со 125
до 160 кгс/см2. В таком виде модель ЭО-2131 А выпускалась Андижанским
машиностроительным заводом на протяжении 70-х годов.
В 1971 году Калининский экскаваторный завод приступил к серийному производству
14,5-тонного гидравлического экскаватора-планировщика ЭО-3332 на пневмоколесном
ходу, созданного по проекту ВНИИСтройдормаша. Машина была максимально
унифицирована с серийным экскаватором ЭО-3322 и отличалась, по большому счету,
наличием телескопической стелы и гидооборудованием, обеспечивающим ее работу.
Телескопическое рабочее оборудование было аналогичным рабочему оборудованию
экскаватора-планировщика ЭО-2131 А, выпускавшегося Андижанским
машиностроительным заводом, однако механизмы поворота и выдвижения (втягивания)
телескопической стрелы имели оригинальную конструкцию. Механизм поворота стрелы
обеспечивал поворот в обе стороны на 180° вокруг ее продольной оси, что давало
возможность использовать для тяжелых работ специальный ковш двухстороннего
действия с однозубым рыхлителем. При встрече в грунте препятствия машина могла
повернуть стрелу вокруг своей оси на 180° и, отрыв ее рыхлителем, продолжать
дальше работу. Этот механизм обеспечивал большую универсальность машине по
сравнению с ЭО-2131А. Экскаватор ЭО-3332 имел широкий набор сменных рабочих
органов: гамму ковшей различного назначения емкостью от 0,25 до 0,65 м3, отвал
шириной 2,4 м, удлинители стрелы длиной 1,4 и 2,8 м, вставку для смещения оси
копания на 1 м со специальным ковшом и двухчелюстной захват. Экскаватор
оснащался дизельным двигателем СМД-14 мощностью 75 л.с., который позволял
развивать максимальную транспортную скорость 19 км/ч. Кабина экскаваторщика была
снабжена отопителем, вентилятором и солнцезащитным козырьком.
|