Каталог

НАШИ СТАТЬИ История развитя техники Золотая ручка

Золотая ручка - Экскаватор-планировщик в СССР

Оглавление
1. Золотая ручка
2. Истоки
3. Отечественный опыт
4. Экскаватор-планировщик в СССР
5. Разработка ЭО-3333
6. Кохановский экскаваторов-планировщиков
7. Вклад Яровит в производство
8. Экскаватора-планировщика UDS
9. Конверсия в оборонке
10. Чехословацкий десант
11. Ситуация на рынке
Экскаватор планировщик ЭО-3532А на шасси КамАЗ-55111

В то же самое время, когда шла работа над первым экскаватором-планировщиком на автомобильном шасси, конструкторы ВНИИСтройдормаша и Главмосстроя создали малогабаритную машину на гусеничном ходу. Экскаватор-планировщик Э-158А имел массу всего 5 т (Э-4010 весил почти 18,5 т). Несмотря на «несерьезный» размер, эта машина могла выполнять весь спектр работ, как и ее «взрослый» бердянский собрат. Понятно, что все сменное рабочее оборудование имело меньшие размеры, например, емкость основного землеройного ковша составляла 0,15 м3. Машина обеспечивала разработку траншей и небольших котлованов глубиной до 1,65 м, а при установке удлинительной вставки стрелы - до 2,25 м. Экскаваторная установка конструктивно также повторяла бердянскую. Небольшое удельное давление на грунт, создаваемое гусеничным шасси, позволяло машине работать на мягких грунтах.
Опытный образец экскаватора Э-158А прошел заводские испытания, после чего эксплуатировался Главмосстроем на различных строительных объектах. Машина была рекомендована к серийному производству. К сожалению, неизвестно, выпускалась ли она серийно.
Второе поколение советских экскаваторов-планировщиков появилось на свет в конце 60-х - начале 70-х годов. С учетом зарубежного опыта, а также опыта работы первых отечественных машин, нашими конструкторами были созданы усовершенствованные модели экскаваторов-планировщиков на пневмоколесном и на гусеничном ходу.
Экскаватор планировщик ЭО-3532А-1 на шасси МАЗ-5337В конце 60-х годов Андижанским машиностроительным заводом был изготовлен, прошел Государственные приемочные испытания и был принят к производству гусеничный гидравлический экскаватор-планировщик Э-2516 (ЭО-2131) массой 9,1 т. Рабочий проект машины разработали ВНИИСтройдормаш и СКБ «Земмаш» при участии завода-изготовителя. В качестве базовой машины был выбран экскаватор Э-2513 Галичского экскаваторного завода. Привод экскаватора осуществлялся от дизеля Д-50Л мощностью 55 л.с. Выдвижение стрелы, поворот ее вокруг собственной оси в обе стороны (на 45° в каждую), наклон вниз и подъем вверх производились с помощью гидроцилиндров, а поворот сменного рабочего органа – гидроцилиндром, смонтированным на оголовке подвижной части телескопической стрелы. В перечень сменных рабочих органов входили экскавационный ковш емкостью 0,25 м3, планировочный емкостью 0,4 м3, погрузочный емкостью 0,4 м3, отвал шириной 1,8 м и удлинители стрелы длиной 1 и 2 м.
Экскаватор планировщик ЭО-3533У на шасси Урал-4320В 1971 году экскаватор-планировщик ЭО-2131 модернизировали, присвоив ему индекс ЭО-2131 А. Изменениям подверглись гусеничный ход, механизм выдвижения телескопической стрелы, гидропривод машины, а также была улучшена обзорность кабины. За счет применения аксиально-поршневых насосов и гидромоторов взамен лопастных насосов и гидромоторов рабочее давление в гидросистеме выросло со 125 до 160 кгс/см2. В таком виде модель ЭО-2131 А выпускалась Андижанским машиностроительным заводом на протяжении 70-х годов.
Экскаватор планировщик УМРЗ-16 на шасси МАЗ-6317В 1971 году Калининский экскаваторный завод приступил к серийному производству 14,5-тонного гидравлического экскаватора-планировщика ЭО-3332 на пневмоколесном ходу, созданного по проекту ВНИИСтройдормаша. Машина была максимально унифицирована с серийным экскаватором ЭО-3322 и отличалась, по большому счету, наличием телескопической стелы и гидооборудованием, обеспечивающим ее работу. Телескопическое рабочее оборудование было аналогичным рабочему оборудованию экскаватора-планировщика ЭО-2131 А, выпускавшегося Андижанским машиностроительным заводом, однако механизмы поворота и выдвижения (втягивания) телескопической стрелы имели оригинальную конструкцию. Механизм поворота стрелы обеспечивал поворот в обе стороны на 180° вокруг ее продольной оси, что давало возможность использовать для тяжелых работ специальный ковш двухстороннего действия с однозубым рыхлителем. При встрече в грунте препятствия машина могла повернуть стрелу вокруг своей оси на 180° и, отрыв ее рыхлителем, продолжать дальше работу. Этот механизм обеспечивал большую универсальность машине по сравнению с ЭО-2131А. Экскаватор ЭО-3332 имел широкий   набор   сменных рабочих органов: гамму ковшей различного назначения емкостью от 0,25 до 0,65 м3, отвал шириной 2,4 м, удлинители стрелы длиной 1,4 и 2,8 м, вставку для смещения оси копания на 1 м со специальным ковшом и двухчелюстной захват. Экскаватор оснащался дизельным двигателем СМД-14 мощностью 75 л.с., который позволял развивать максимальную транспортную скорость 19 км/ч. Кабина экскаваторщика была снабжена отопителем, вентилятором и солнцезащитным козырьком.



 
 
]]> ]]>
Время генерации страницы: 0.344 сек.