Страница 10 из 11
Чехословацкий десант
Несмотря на то что начало производства экскаваторов-планировщиков в нашей
стране датируется началом 60-х годов, широкомасштабное применение и признание их
пришлось лишь на 80-е годы, когда к нам стали массово поступать чехословацкие
машины UDS. Ну а в ЧССР экскаваторы-планировщики появились несколько раньше.
В 1966 году на одном из заводов народного предприятия Podpolianske strojarne был
начат выпуск гидравлических пневмоколесных экскаваторов-планировщиков Satur
035k. Впоследствии в состав Podpolianske strojarne (с 1978 года -Zavody t'azkeho
strojarstva, s.p. Detva - ZTS Detva) был включен еще один завод, располагавшийся
в словацком городе Тисовец (с 1992 года - CSM Tisovec). На нем с 1974 года
начинается производство пневмоколесного экскаватора-планировщика Satur 051k.
Двумя годами позже завод создает первые экскаваторы-планировщики UDS 110а и UDS 113а на шасси автомобиля Tatra 148 (6x6)
и на гусеничном шасси UDS 110р. Модель UDS 113а отличалась функцией управления
передвижением экскаватора из кабины оператора. Пик производства
экскаваторов-планировщиков серии UDS пришелся на 80-е годы, когда предприятие
ежегодно выдавало нагора по 500 машин, значительная часть которых отправлялась
в СССР. Экскаваторы базировались на шасси Tatra 815 (6x6) (модель UDS 114а),
которое пришло на смену Tatr'e 148 в 1982 году. В нашей стране
экскаваторы-планировщики UDS стали эталоном благодаря не только своим отменным
характеристикам (значительно превосходящим советские аналоги), надежности, а
также качеству исполнения, но и широчайшему набору сменного рабочего
оборудования, перечень которого насчитывал порядка 20 наименований. UDS 114а
оснащался устройством с ротацией рабочего органа на 360°. Привод экскаваторной
установки осуществлялся от дизельного двигателя Zetor мощностью 122 л.с.
Основной экскавационный ковш имел объем 0,63 м3. Глубина копания составляла 6,5
м.
В 1995 году освоен выпуск более совершенного экскаватора-планировщика UDS 214 на
шасси Tatra 815. Эта машина стала результатом эволюции модели UDS 114а. На ней,
в отличие от предшественницы, было применено легкое и высокоточное
гидравлическое управление посредством джойстиков вместо механического рычажного.
Словацкая и чешская гидравлика заменена немецкой Bosch Rexroth. В дополнение к
базовому двигателю Zetor предлагаются Cummins или Deutz. Место угловатой
экскаваторной надстройки заняла более эстетичная комбинация кабины и капотов.
Модификация UDS 214.11 оснащена функцией микропередвижения, UDS 214.22 - без
такой функции.
Несмотря на то что CSM Tisovec запустил в производство новую модель UDS 214,
прежняя модель UDS 114а выпускалась еще добрый десяток лет. А ее переходная
версия UDS 114г (с гидроуправлением вместо механического) выпускается и по сей
день.
В 2007 году фирма модернизировала выпускаемые модели UDS 214 и UDS 114г.
Несмотря на то что индексы машин не поменялись, их внешность и внутреннее
содержание претерпели существенные изменения. Пластиковые кабина и капоты теперь
отвечают самым современным требованиям технической эстетики. В стандартной
комплектации - двигатель John Deere мощностью 141 л.с. и гидравлика Bosch
Rexroth.
Кроме экскаваторов-планировщиков на автомобильных шасси в производственной
программе завода имеются модели на пневмоколесном шасси - UDS 232 и на
гусеничном - UDS 211 с экскаваторным оборудованием, аналогичным UDS 214 и UDS
114г. Для нужд военных выпускается тральная машина UOS 155 с экскаваторной
установкой экскаватора-планировщика UDS, смонтированной на базе танка Т55А. В
основном, конечно, экскаваторные установки UDS 214 и UDS 114 ставятся на шасси
Tatra 815, но по желанию заказчика завод применяет и другие шасси. В качестве
примера можно привести Iveco и MAN. В разное время машины на таких шасси были
сделаны непосредственно на заводе-изготовителе. Но наибольший опыт применения
нетатровских шасси для установок UDS имеет совместное российско-словацкое
предприятие «ЦСМ-Руслан». Вот уже на протяжении 10 лет, с момента создания СП,
потребителям предлагаются экскаваторы-планировщики UDS 114 и UDS 214 на шасси
КАМАЗ-53228. Также у фирмы есть опыт установки экскаваторного оборудования на
шасси Урал-4320, КрАЗ-65101, а также на гусеничное шасси 662-сб5-03
Курганмашзавода. До создания СП экскаваторы-планировщики UDS 114 на шасси
КАМАЗ-53228 предлагала другая российская фирма - «РИАТ». Такие машины имели
обозначение UDS 134.
В середине 2000-х годов CSM Tisovec освоил выпуск принципиально нового
экскаватора-планировщика UPS 112 на самоходном пневмоколесном шасси. Его главное
достоинство - компактность и маневренность. Он незаменим в коммунальном
хозяйстве. Масса машины почти вдвое меньше, чем у UDS 214, - 12 т против 22,8 т.
Мощность двигателя Perkins - 100 л.с., стандартный экскавационный ковш - 0,4 м3,
глубина копания - 4,16 м, транспортная скорость - 30 км/ч.
|