Каталог

НАШИ СТАТЬИ История развитя техники Золотая ручка

Золотая ручка - Конверсия в оборонке

Оглавление
1. Золотая ручка
2. Истоки
3. Отечественный опыт
4. Экскаватор-планировщик в СССР
5. Разработка ЭО-3333
6. Кохановский экскаваторов-планировщиков
7. Вклад Яровит в производство
8. Экскаватора-планировщика UDS
9. Конверсия в оборонке
10. Чехословацкий десант
11. Ситуация на рынке

Экскаватор планировщик UDS 114a на шасси Tatra 815 (модель с ранней версией дизайна надстройки)На волне конверсии, накрывшей в 90-х годах нашу оборонку, к выпуску экскаваторов-планировщиков приступило ОАО «Мотовилихинские заводы» (в прошлом - Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина). По проектной документации, разработанной ОАО «ВНИИСтройдормаш», завод в сентябре 1997 года освоил серийное производство моделей ЗТМ-220 (ЭО-43212) на шасси КАМАЗ-53228 и ЗТМ-221 (ЭО-43213) на шасси Урал-4320-1911-30. Вскоре к мотовилихинским первенцам добавилась еще одна модель - ЗТМ-220.1 (ЭО-43214) на шасси КАМАЗ-43118. По сравнению с существовавшими на тот момент моделями экскаваторов-планировщиков машины из Мотовилихи обладали более высокими рабочими параметрами, в частности, глубина копания составляла 5,7-5,8 м (у разных моделей). Угол поворота рабочего органа был 360°. В качестве приводного двигателя применялся 75-сильный дизель Д-243. Из рабочего оборудования был основной экскавационный ковш емкостью 0,5 м3, планировочный ковш и отвал длиной 2 м.
Экскаватор планировщик UDS 214 на шасси Tatra 815 (модель со второй версией дизайна надстройки)В процессе эксплуатации первых машин был выявлен ряд конструктивных недостатков, вскоре устраненных конструкторами и технологами Мотовилихинского завода. Так, была проведена модернизация ковша, подвижной и неподвижной стрел, портала, накладной рамы и поворотной платформы. Для несущих конструкций были применены высокопрочные стали с высокими пределами текучести и ударной вязкости. В дальнейшем модернизации подверглись гидропривод, кабина машиниста, также был увеличен опорный контур.
Надо отметить, что в качестве базы для мотовилихинских экскаваторов-планировщиков использовались не только традиционные КамАЗы и Уралы. В 2000 году по заказу АН К «Транснефть» был изготовлен экскаватор ТТМ-6901Э на снегоболотоходном гусеничном шасси ТТМ-6901 нижегородского ЗАО «Транспорт».
В 2008 году, спустя 11 лет с начала производства экскаваторов-планировщиков, Мотовилихинские заводы изготовили принципиально новую модель машины ЕТ-4322, базирующуюся на вездеходном шасси КАМАЗ-43118 (6x6). Ее главными отличиями от серийно выпускаемых на тот момент моделей стали увеличенная мощность и параметры копания: двигатель - 150 л.с; объем экскавационных ковшей -0,63-0,75 м3; глубина копания - 6,9 м. На новой модели редуктор ротации ковша размещен наверху стрелы, тем самым облегчая стрелу и увеличивая ее грузоподъемность.
Самая современная версия экскаватора планировщика UDS 214 на шасси Tatra 815Попытку начать выпуск экскаваторов-планировщиков в 90-х годах предприняли еще две российских фирмы - ТАС-Спецмаш из Набережных Челнов и Владимирский ремонтно-механический завод, однако до серии дело так и не дошло. Модель от ТАС-Спецмаш - ЭО-3533К Батыр, базировавшаяся на шасси КАМАЗ-53228, - имела полностью ротационный ковш, экскаваторная установка оснащалась двигателем Д-245. Глубина копания составляла 4,9 м. Экскаватор модели 660Е, сделанный во Владимире, представлял собой оборудование Gradall, смонтированное на шасси КрАЗ-250.
Экскаватор планировщик UDS 232Позднее, в первой половине 2000-х годов, выпуск экскаваторов-планировщиков пытались наладить на Уралвагонзаводе и Воронежском экскаваторном заводе. Машины обоих предприятий базировались на шасси серийных пневмоколесных экскаваторов: нижнетагильский ЭТ-1 - на шасси ЭО-33211, воронежский ВЭКС-20К - на шасси ЭО-43221. Обе модели имели функцию поворота ковша на 360°.
В постсоветский период Кентауский экскаваторный завод, принадлежавший уже суверенному Казахстану, не прекратил производство экскаваторов-планировщиков. Правда, вместо прежней модели на пневмоколесном ходу стали выпускаться машины на автомобильном шасси серии ЭО-3532, аналогичные кохановским. В качестве базы использовались КАМАЗ и Урал. В конце 90-х - начале 2000-х годов на предприятии была разработана усовершенствованная конструкция экскаватора ЭО-3235П с полноповоротным ковшом на шасси КАМАЗ и Урал. Увы, развернуть серийное производство новых машин не удалось. Начиная с 1999 года Кентауский экскаваторный завод практически бездействовал. Собственники, неоднократно менявшиеся в этот период, так и не смогли вдохнуть жизнь в умирающее предприятие.
Экскаватор планировщик UDS 211Украинское предприятие «АТЕК» (бывший Киевский завод «Красный экскаватор») тоже не осталось в стороне от «модной» тенденции. В середине 90-х годов завод представил потребителям первую собственную модель экскаватора-планировщика АТЕК 012А на шасси КрАЗ-65101. Машина имела полностью ротационный рабочий орган. Привод экскаваторной установки осуществлялся от двигателя СМД-17Н мощностью 100 л.с. Из рабочего оборудования были лишь экскавационный ковш объемом 0,55 м3, планировочный ковш 0,4 м3 и погрузочный ковш 0,7 м3. Экскаватор обеспечивал глубину копания до 4,47 м.
Увы, киевские экскаваторы-планировщики так и не пошли в крупносерийное производство, было изготовлено лишь несколько машин.



 
 
]]> ]]>
Время генерации страницы: 0.673 сек.