Страница 9 из 11
На волне конверсии, накрывшей в 90-х годах нашу оборонку, к выпуску
экскаваторов-планировщиков приступило ОАО «Мотовилихинские заводы» (в прошлом -
Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина). По проектной документации,
разработанной ОАО «ВНИИСтройдормаш», завод в сентябре 1997 года освоил серийное
производство моделей ЗТМ-220 (ЭО-43212) на шасси КАМАЗ-53228 и ЗТМ-221
(ЭО-43213) на шасси Урал-4320-1911-30. Вскоре к мотовилихинским первенцам
добавилась еще одна модель - ЗТМ-220.1 (ЭО-43214) на шасси КАМАЗ-43118. По
сравнению с существовавшими на тот момент моделями экскаваторов-планировщиков
машины из Мотовилихи обладали более высокими рабочими параметрами, в частности,
глубина копания составляла 5,7-5,8 м (у разных моделей). Угол поворота рабочего
органа был 360°. В качестве приводного двигателя применялся 75-сильный дизель
Д-243. Из рабочего оборудования был основной экскавационный ковш емкостью 0,5
м3, планировочный ковш и отвал длиной 2 м.
В процессе эксплуатации первых машин был выявлен ряд конструктивных недостатков,
вскоре устраненных конструкторами и технологами Мотовилихинского завода. Так,
была проведена модернизация ковша, подвижной и неподвижной стрел, портала,
накладной рамы и поворотной платформы. Для несущих конструкций были применены
высокопрочные стали с высокими пределами текучести и ударной вязкости. В
дальнейшем модернизации подверглись гидропривод, кабина машиниста, также был
увеличен опорный контур.
Надо отметить, что в качестве базы для мотовилихинских
экскаваторов-планировщиков использовались не только традиционные КамАЗы и Уралы.
В 2000 году по заказу АН К «Транснефть» был изготовлен экскаватор ТТМ-6901Э на
снегоболотоходном гусеничном шасси ТТМ-6901 нижегородского ЗАО «Транспорт».
В 2008 году, спустя 11 лет с начала производства экскаваторов-планировщиков,
Мотовилихинские заводы изготовили принципиально новую модель машины ЕТ-4322,
базирующуюся на вездеходном шасси КАМАЗ-43118 (6x6). Ее главными отличиями от
серийно выпускаемых на тот момент моделей стали увеличенная мощность и параметры
копания: двигатель - 150 л.с; объем экскавационных ковшей -0,63-0,75 м3; глубина
копания - 6,9 м. На новой модели редуктор ротации ковша размещен наверху стрелы,
тем самым облегчая стрелу и увеличивая ее грузоподъемность.
Попытку начать выпуск экскаваторов-планировщиков в 90-х годах предприняли еще
две российских фирмы - ТАС-Спецмаш из Набережных Челнов и Владимирский
ремонтно-механический завод, однако до серии дело так и не дошло. Модель от
ТАС-Спецмаш - ЭО-3533К Батыр, базировавшаяся на шасси КАМАЗ-53228, - имела
полностью ротационный ковш, экскаваторная установка оснащалась двигателем Д-245.
Глубина копания составляла 4,9 м. Экскаватор модели 660Е, сделанный во
Владимире, представлял собой оборудование Gradall, смонтированное на шасси
КрАЗ-250.
Позднее, в первой половине 2000-х годов, выпуск экскаваторов-планировщиков
пытались наладить на Уралвагонзаводе и Воронежском экскаваторном заводе. Машины
обоих предприятий базировались на шасси серийных пневмоколесных экскаваторов:
нижнетагильский ЭТ-1 - на шасси ЭО-33211, воронежский ВЭКС-20К - на шасси
ЭО-43221. Обе модели имели функцию поворота ковша на 360°.
В постсоветский период Кентауский экскаваторный завод, принадлежавший уже
суверенному Казахстану, не прекратил производство экскаваторов-планировщиков.
Правда, вместо прежней модели на пневмоколесном ходу стали выпускаться машины на
автомобильном шасси серии ЭО-3532, аналогичные кохановским. В качестве базы
использовались КАМАЗ и Урал. В конце 90-х - начале 2000-х годов на предприятии
была разработана усовершенствованная конструкция экскаватора ЭО-3235П с
полноповоротным ковшом на шасси КАМАЗ и Урал. Увы, развернуть серийное
производство новых машин не удалось. Начиная с 1999 года Кентауский
экскаваторный завод практически бездействовал. Собственники, неоднократно
менявшиеся в этот период, так и не смогли вдохнуть жизнь в умирающее
предприятие.
Украинское предприятие «АТЕК» (бывший Киевский завод «Красный экскаватор») тоже
не осталось в стороне от «модной» тенденции. В середине 90-х годов завод
представил потребителям первую собственную модель экскаватора-планировщика АТЕК
012А на шасси КрАЗ-65101. Машина имела полностью ротационный рабочий орган.
Привод экскаваторной установки осуществлялся от двигателя СМД-17Н мощностью 100
л.с. Из рабочего оборудования были лишь экскавационный ковш объемом 0,55 м3,
планировочный ковш 0,4 м3 и погрузочный ковш 0,7 м3. Экскаватор обеспечивал
глубину копания до 4,47 м.
Увы, киевские экскаваторы-планировщики так и не пошли в крупносерийное
производство, было изготовлено лишь несколько машин.
|