Страница 8 из 11
Экскаватор УМРЗ-16 (универсальная машина разборки завалов) создавался под
требования МЧС. Машина предназначалась для автономной длительной работы в
местностях, терпящих бедствие вследствие катастроф. Базовым шасси служил могучий
вездеход МАЗ-6317 (6x6) с 360-сильным двигателем. Одним из главных условий
заказчика машины была ее авиатранспортабельность. По этой причине
телескопическую стрелу вместе с ковшом пришлось уместить почти вровень с крышей
кабины водителя. Для этого оголовок стрелы сделали складным, а саму стрелу
разместили по возможности максимально низко. Экскаватор УМРЗ-16 помимо
экскавационного ковша был оснащен гидравлическими ножницами, отбойным молотком и
домкратом, размещавшимися на стреле. Экскаваторная установка имела приводной
двигатель Д-245. По ряду причин эта машина так и не пошла в серию.
Однако настоящее признание к экскаваторам-планировщикам Святовит пришло
несколько позднее. В июне 2000 года была изготовлена первая модель EW-25-M1 на
серийном автомобильном шасси МАЗ-63038 (6x4), во многом предопределившая
дальнейший успех техники Святовит. Что греха таить, при разработке новой модели
конструкторы Святовита многие конструктивные решения позаимствовали у словацкого
аналога UDS, и надо отметить, что скопировали весьма успешно. Машина оснащалась
полностью ротационным ковшом и имела устройство, позволяющее производить замену
сменного рабочего оборудования, не выходя из кабины экскаватора. Максимальная
глубина копания достигала 5,45 м. Привод осуществлялся от двигателя Д-245.
Модификация EW-25-M1.010 обладала возможностью управления движением экскаватора
из кабины оператора. По своим эстетическим показателям благодаря применению
стеклопластиковой кабины и капотов EW-25-М1 обошел даже своего «донора» UDS.
В ноябре того же года Святовит изготовил очередную модификацию
экскаватора-планировщика EW-25-М 1.100 на шасси КАМАЗ-53228 (6x6), а тремя
годами позднее появляется модификация на шасси Урал-4320-1912-30 (6x6).
В 2002 году фирма создает модернизированную модель экскаватора EW-25-M1-Антей,
которая вскоре сменила в производстве экскаваторы семейства Святовит. В
экскаваторах нового семейства было внедрено много технических решений,
направленных на повышение надежности и рабочих характеристик машины. В
частности, широкое применение нашли компоненты гидрооборудования зарубежных фирм
и высокопрочные стали, был увеличен угол поворота ковша, модернизирована
поворотная головка и т.д.
В 2006 году начат выпуск новой модификации экскаваторов EW-25-M1-Антей-RX,
оснащенных более мощным двигателем Д-245.9-450 (136 л.с), а также полным
комплектом гидрооборудования ведущих зарубежных фирм. В том же году Святовит
создает гусеничную версию экскаватора-планировщика ЕС-22-К2-Гидра на базе
гусеничной тележки Ковровского экскаваторного завода.
Фирма не ограничилась лишь монтажом экскаваторных установок на упомянутых уже
шасси МАЗ, КАМАЗ,
Урал, а также шасси гусеничного экскаватора. По заказу потребителей были
выпущены экскаваторы-планировщики на базе гусеничного снегоболотохода ЗАО
«Транспорт» (модель ТТМ-6902Э) и на базе плавающего понтона. А украинский дилер
Святовита ставит экскаваторные надстройки на шасси КрАЗ.
Кстати, в конце 90-х -начале 2000-х годов экскаваторы EW-25M1.100 на шасси КАМАЗ
предлагались на российском рынке небезызвестным производителем спецнадстроек -
фирмой «Автомастер» под своим брэндом. Вероятно, такой шаг на стадии становления
фирмы «Святовит» был вполне оправданным. Надо отметить, что у руководства
Автомастера были хорошие связи с КамАЗом, таким образом, мог быть обеспечен
быстрый выход на российский рынок. Но в силу ряда обстоятельств, о которых
история умалчивает, подобное партнерство между Святовитом и Автомастером
продлилось недолго.
С распадом Советского Союза в России не осталось своих изготовителей
экскаваторов-планировщиков. Единственный завод, выпускавший такую технику,
-Калининский экскаваторный прекратил ее производство в 80-х годах. Но свято
место пусто не осталось -возникли новоявленные производители, правда, не все
смогли пойти дальше опытного образца и наладить серийный выпуск такой техники.
|