Страница 6 из 11
На 90-е годы пришелся всплеск активности в разработке и производстве
экскаваторов-планировщиков -появляются новые модели и новые производители. В тот
период на первый план выходят модели на автомобильных шасси, характеризующиеся
высокой транспортной скоростью (60-80 км/ч), а пневмоколесным и гусеничным
машинам была дана временная отставка. «Мода» на экскаваторы-планировщики на
автомобильных шасси появилась у нас тогда благодаря широкой популярности в нашей
стране чехословацких машин UDS на базе Татры, прозванных специалистами за свою
виртуозность «золотая ручка». Таким образом, наши производители вернулись к теме
экскаваторов-планировщиков на автомобильных шасси лишь 20 лет спустя после
прекращения выпуска первой отечественной модели Э-4010 на шасси КрАЗ-221. В
отличие от первенца, не имевшего аутригеров, все последующие модели
экскаваторов-планировщиков на автошасси были оборудованы четырьмя выносными
опорами.
В начале 90-х годов к производству экскаваторов-планировщиков приступает
Кохановский экскаваторный завод (Белоруссия), в прошлом Белэкс. Первая модель -
ЭО-3532А - базировалась на шасси КАМАЗ-53213. Поворотная платформа экскаваторной
установки мало чем отличалась от той, что применялась на пневмоколесном
экскаваторе-планировщике, изготовлявшемся в свое время на Калининском
экскаваторном заводе. Привод экскаваторной установки осуществлялся от
автономного двигателя, смонтированного на поворотной платформе. Угол поворота
ковша относительно продольной оси стрелы равнялся 45° в каждую сторону.
Вместимость ковша обратной лопаты составляла 0,63 м3. Экскаватор обеспечивал
максимальную глубину копания 4,7 м.
Вскоре завод начинает выпуск модификации экскаватора ЭО-3532А-1 на шасси
МАЗ-5337 с ковшом обратная лопата 0,5 м3, способного выполнять разработку грунта
на глубину 4,5 м.
Во второй половине 90-х годов Кохановский завод начинает выпуск
экскаваторов-планировщиков серии ЭО-3533 - ЭО-3533М на шасси МАЗ-5337, ЭО-3533У
и ЭО-3533УА на шасси Урал-4320-30. Первые две модели не имели функции поворота
рабочего органа, последняя оснащалась устройством, обеспечивающим поворот
рабочего органа на 360°. На этой модели стоял более мощный двигатель Д-245 (100
л.с.) вместо Д-243 (78 л.с), устанавливавшегося на экскаваторы без ротации
рабочего органа. Параметры копания у ЭО-3533УА также были более высокими:
глубина копания - 4,9 м вместо 4,5 м. В комплекте сменного рабочего оборудования
были экскавационные ковши вместимостью 0,4-0,5 м3, планировочный ковш 0,4 м3,
планировочный отвал шириной 2 м и зуб-рыхлитель.
|